| Che-hoff | Современная литература или снова о Галатее |
Заголовки |
И создал он статую женщины, столь прекрасную, что она казалась живой, казалось, вздохнет глубоко и ветром сдует, как муку, мраморную бледность, казалось, вздрогнет и побежит на легких и стройных, как у богини, ногах к нему и станет его, но… камень дышал холодом, прекрасные формы были неподвижны и безжизненны, и даже весь жар и беспокойство его любви не могли оживить её… Вы читали то, что называют современной литературой? Я читал, и мне… понравилось… Часть 1. О литературе и не только
В 70-80- начале 90-х гг. XX века
произошел мощнейший в истории русской литературы взрыв: ударная волна
живой протестной лирики сносила правила и каноны, отменяла аксиомы и на
обломках (из кусков) старого создавала новый… странный, но
прекрасный мир свободы и любви. Волну эту принято называть русским
роком, впрочем, название убогое, так как к западному року привязать это
явление очень сложно, тем более что началось оно с В. Высоцкого, а
закончилось…, заканчивается сейчас, я бы определил это явление
как… революционный романтизм.К вопросу о романтизме, кстати, и в ответ на известное стихотворение одного любителя жареного картофеля, хотелось бы отметить, что романтизм - это не художественный метод, который целиком можно изучить на Байроне, Жуковском, декабристах, нет, романтизм - это философия, самая древняя философия на земле, в основе этой философии - двоемирие: противоречие между идеалом и действительностью, раем и миром, жизнью и смертью - в основании любой религии лежит представление об идеальном мире (мире мечты), к которому надо стремиться, движение к раю требует жертв от человека, иногда полного самопожертвования. В противовес святому, подвижнику, всегда максималисту и жертвователю, который не идет на компромиссы с собой и миром, существует обычный обыватель (филистер/грешник), который не помнит и не хочет помнить об идеальном мире, который не готов пожертвовать малым ради великого, который так упивается своей низостью, что возводит её в норму, и способен убить, уничтожить, размазать того, кто не вписывается в его норму, низшее всегда ненавидит свет и высоту, Уж, если бы смог, задушил и съел бы Сокола… Таким образом, двоемирие и романтический герой имеют в своей основе философию вечных книг, любой, даже самый богоборческий романтизм обязан своим появлением именно вере в Бога, является частью его замысла и, видимо, приятен ему. Романтизм - это философия бытия. Ещё одним очень важным моментом для романтика является любовь - в разных вариантах (к женщине, к миру, к природе, к Богу, к близким, к человеку) - ещё ближе привязывает к вечному, так воплощается заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» - в конечном счете - возлюби Бога в ближнем. Необходимо сказать, что сами слова, обозначающие Бога, рай, святого имеют огромное количество вариантов: от ветхозаветного до революционного, но от смены названий сущность предмета никогда не менялась, поэтому в основе любого катаклизма, перелома, взрыва лежит очередная попытка вернуться к идеалу, прорваться, «прорубить» дорогу к небу. В основе любой революции лежит любовь к ближнему… Остальные черты, с которыми принято связывать романтизм, - шелуха, особенности формы, на которых, к сожалению, многие ученые имеют привычку зацикливаться, создавать догмат, как фарисеи, не замечая за формой содержания… Вернемся к последнему периоду революционного романтизма. Действительно, взрыв: В. Высоцкий, В. Цой, А. Башлачев, Ю. Шевчук и др. - куда бы их, бедных, ни пытались вписать (вплоть до постмодернизма), они всегда оставались романтиками, с двоемирием («Вариации на цыганские темы» В. Высоцкого), романтическим порывом («Хочу перемен» В. Цоя), романтическим героем («Группа крови», «Звезда по имени Солнце» В. Цоя), и чисто романтической интерпретацией темы любви (А. Башлачев - любое стихотворение, даже «Лихо»). Более подробно обо всем это смотреть в других моих работах. Этот последний период романтизма и оказался пока последним периодом в великой русской литературе, незаслуженно проигнорированным учеными… Возникает вопрос: ПОЧЕМУ??? Ответ прост… до ужаса: они (ученые) занимаются другим - современной литературой… Теперь о ней… Часть 2. О том, что называют современной литературой
Я намеренно не
называю имен, чтобы не обидеть никого конкретно и чтобы показать всю
глобальность и общность явления.огда закончилась эпоха СССР, отпала необходимость в протесте, людям сказали, что они свободны и живут в свободной стране (почти такой же свободной, как Штаты), и люди с радостью поверили. Первый и самый сильный обман состоял именно в этой мнимой свободе - почему мнимой? - потому что власть партии сменила власть доллара, советскую идеологию - идеология капиталистическая (какие бы красивые картинки ни рисовали вокруг слов «частный собственник», «предприниматель» и т.д., - это не меняет весьма пошлую сущность явления: необходимость найти точку равновесия между спросом и предложением, между «плохо другим» и «хорошо мне», если же для большей прибыли необходимо обмануть… все мы смотрим рекламу). Короче, несвободе явной, социальной пришла на смену худшая несвобода: если в первой ты знаешь, что тебя поработили и есть повод протестовать и даже бунтовать, то вторая несвобода имеет более глубокие корни, ибо в основе своей она есть сатанизм, служение Мамоне, силе значительно более древней, чем коммунистическая партия, более умной и, соответственно, более могущественной. Так в нашей стране произошел процесс «освобождения»: интернационализм сменился национализмом, свобода, равенство и братство превратились в свободу для меня и, что останется, для других, а десятый раз переписанные пленки Высоцкого (Галича, Цоя) заменила голая попа Бритни Спирс по ящику… Прогресс… Но, так или иначе, а литература в новом мире должна была определиться: повода для протеста нет - все свободны, а законы капиталистического мира говорят, что хорошо то, что приносит прибыль… Значит литература должна приносить прибыль. «Наиюрчайшими оказались» детективщики, они первыми заполнили полки магазинов своим клеено - лощеным ширпотребом и первыми заработали миллионы на продаже СЛОВА. Но что такое детективы? - чтиво для домохозяек, отпускных и прочих людей, которым не нужен аристотелевский катарсис, а что делать высоколобой интеллигенции?.. Так возникла ещё одна ниша на «литературном рынке» - нужна качественно сделанная литература, которая тоже должна приносить прибыль. И в глаза и уши высокообразованных людей полилась специально для них сделанная литература высокой степени очистки, без неприятного запаха бульварщины, правда с очень сильным душком попсы: человекоподобные насекомые и насекомоподобные люди заговорили словами персонажей Толстого и Достоевского, мир стал психушкой, а психушка - миром (очень новая идея…), но, что ни говори, а сработано все было профессионально - именно - профессионально - по всем правилам маркетинга. Специалисты маркетологи давно вывели, что главное в товаре - упаковка: красиво завернутая хлорка и впрямь творогом пойдет. И новые произведения литературы стали пестреть разными, всегда очень умными и хорошо выделанными формами, часто даже похожими на человеческие, но… суть явления осталась прежней: товар, сделанный за деньги и ради денег… Образованная публика, к коей автор статьи, несмотря на природную скромность, относит и себя, с огромным интересом взялась за новую литературу, стала с увлечением рассматривать, из чего и как она сделана, искать интертекстуальные связи, анализировать хронотоп, композицию и пр. - и получала от этого несказанное удовольствие, сродни тому, которое программист испытывает, взламывая хорошо защищенную программу. Это удовольствие длилось бы бесконечно, если вы ни один вопрос, который всегда рано или поздно появляется: зачем? что хотел сказать автор? Ответа на этот вопрос нет: автор ничего не хотел сказать, он хотел заработать денег. Таким образом, к началу XXI века в нашей жизни появилось два вида попсы: попса для миллионов и попса для избранных, и сколько бы ни старались критики и ученые оживить вторую, сделать вид, что это и есть искусство (литература), апеллируя к совершенству формы, новая Галатея во всем блеске своей красоты мертва, холодна, её продают, как статую в дома аристократии, и нет такого Бога, который смог бы вдохнуть в неё жизнь. |